Математическая логика (318, 319/2, 241, 242)
Обязательный курс для студентов 318 группы 6 семестра обучения, а также для студентов 241 группы (Математическая логика и теория алгоритмов). Курс читает В. В. Подымов.
Объявления
В этом разделе будут выкладываться объявления о текущих изменениях в курсе и на странице курса
- 2018.02.11 23:28 Страница подготовлена к началу весеннего семестра 2017/2018 учебного года
Содержание
Слайды лекций
Здесь будут выкладываться слайды лекций по мере их чтения
Временный архив слайдов: 2016-2017 учебный год
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16-17.
Семинары
Семинары 1-4 проводятся по этому сборнику задач
Желающие более глубоко проработать материал первых четырёх семинаров могут обратиться к расширенному сборнику задач
Материалы остальных семинаров будут появляться по мере проведения занятий.
Контрольная работа
Формат проведения и длительность контрольной работы: письменно, 95 минут.
В рамках контрольной работы требуется решить
- три задачи:
- построить формулу логики предикатов, адекватно описывающую высказывание, представленное на естественном языке;
- проверить общезначимость формулы логики предикатов, используя метод семантических таблиц
- (правила табличного вывода будут выданы вместе с заданием контрольной);
- проверить общезначимость формулы логики предикатов, используя метод резолюций;
- девять теоретических вопросов, проверяющих знание материала, изложенного в лекциях 2-9.
Контрольная работа оценивается по шкале от 0 до 15 баллов. Итоговые баллы за работу - это сумма баллов за задачи и теоретические вопросы.
Правильно решённая задача оценивается в 2 балла. Задача, решённая с ошибками, может быть оценена числом баллов от 0 до 2 в зависимости от качества и количества ошибок.
Правильно решённый теоретический вопрос оценивается в 1 балл. В каждом теоретическом вопросе предлагается несколько вариантов ответа. Среди этих ответов может быть один, ни одного или несколько правильных. Для правильного решения теоретического вопроса следует отметить все правильные ответы и только их. Обоснование того, почему выбраны или не выбраны те или иные ответы, не требуется.
Группа 241: баллы, набранные за контрольную работу, суммируются с другими баллами, требуемыми для зачёта.
Группа 318: по результатам контрольной работы определяется бонус или штраф, суммирующийся с баллами за экзаменационную работу:
- набрано от 13 до 15 баллов: бонус +3 балла;
- набрано от 10 до 12 баллов: бонус +1 балл;
- набрано от 7 до 9 баллов: штраф -1 балл;
- набрано 6 баллов или меньше: штраф -3 балла;
- контрольная работа пропущена по неуважительной причине: штраф -3 балла;
- контрольная работа пропущена по уважительной причине: бонус +0 баллов.
Экзамен
Формат проведения и длительность экзамена: письменно, 120 минут.
Экзаменационная работа оценивается по шкале от 0 до 30 баллов (промежуточные баллы). Итоговые баллы за экзаменационную работу - это сумма промежуточных баллов, бонусов и штрафов по итогам контрольной работы, а также других бонусов, если удалось их получить. В зависимости от полученных итоговых баллов за экзаменационную работу выставляется оценка за экзамен:
- набрано хотя бы 25 баллов: отлично;
- набрано хотя бы 20, но менее 25 баллов: хорошо;
- набрано хотя бы 15, но менее 20 баллов: удовлетворительно;
- набрано менее 15 баллов: неудовлетворительно.
Промежуточные баллы складываются из баллов, полученных за решение каждой задачи в работе. Описание задач и оценки за их безошибочное решение:
- Задача 1 (3 балла): предложить формулу логики предикатов, адекватно описывающую заданное утверждение, записанное на естественном языке.
- Задача 2 (3 балла): проверить общезначимость формулы логики предикатов методом семантических таблиц.
- Задача 3 (3 балла): проверить общезначимость формулы логики предикатов методом резолюций.
- Задача 4 (3 балла): точная формулировка будет определена по окончании лекций и семинаров.
- Задача 5 (3 балла): точная формулировка будет определена по окончании лекций и семинаров.
- Задачи 6-9 (2 балла за каждую) состоят из двух частей: а) сформулировать теорему или определение, рассказанные в лекциях; б) ответить на вопрос, так или иначе связанный с первой частью, без пояснений (как правило - "да" или "нет", либо привести какой-либо пример).
- Задачи 10-12 (3 балла за каждую): из предложенных вариантов ответа на заданный вопрос выбрать правильные (один, несколько или ни одного), правильность каждого выбранного ответа обосновать (невыбранные ответы обосновывать не нужно).
Зачёт
В зачётную неделю будет проведена вторая контрольная работа. Эта работа будет содержать
- Две задачи, идентичные задачам 4, 5 экзамена, каждая из которых оценивается в 2 балла.
- Пять теоретических вопросов по лекциям 10-18 по лекциям, проведённым после контрольной работы, аналогичные теоретическим вопросам первой контрольной работы. Каждый теоретический вопрос оценивается в 1 балл.
Для получения зачёта необходимо набрать хотя бы две трети баллов суммарно за две контрольные работы и дополнительные бонусы, то есть не менее 16 баллов.
Не получившим зачёт по результатам второй контрольной работы будут предоставлены дополнительные попытки получения зачёта. На этих попытках:
- Сохраняются баллы за каждую задачу, суммарный балл за теоретические вопросы первой контрольной работы, суммарный балл за теоретические вопросы второй контрольной работы.
- Предоставляется возможность поднять каждый из этих баллов, решив соответствующие части новых вариантов контрольных работ.
Дополнительные бонусы к экзамену и зачёту
Общее условие сдачи задач на дополнительные бонусы:
- принцип сдачи задач:
- идеи и выкладки, не требующие технических деталей, - устно;
- если выкладки не воспроизводятся или не воспринимаются устно, то письменно;
- при подготовке и сдаче можно пользоваться любыми материалами;
- при сдаче проверяется понимание каждой детали решения задачи - следует быть к этому готовым;
- задача считается решённой, если не осталось неотвеченных вопросов по обоснованию всех шагов решения задачи.
Бонусы за решение задач сформулированы для одной учебной группы и получаются внутри одной группы независимо от другой (например, "первый предоставивший решение" трактуется как "первый предоставивший решение из группы 318, а также первый предоставивший решение из группы 241".
Условия задач и поощрения за их решения будут появляться в слайдах лекций и в этом разделе по мере проведения занятий.
Программа курса
Раздел будет дополняться по мере проведения занятий.
Классические логики
- Логика высказываний: синтаксис, семантика; выполнимость, невыполнимость, общезначимость формул. Проблема общезначимости формул логики высказываний.
- Метод семантических таблиц в логике высказываний: семантическая таблица, табличный вывод, теорема о табличном выводе.
- Проблема выполнимости булевых формул: приложения, основные решающие алгоритмы (алгоритм локального поиска, алгоритм DPLL).
- Логика предикатов: синтаксис (термы, формулы, свободные и связанные переменные), семантика (интерпретации, отношение выполнимости).
- Выполнимость, общезначимость и противоречивость формул логики предикатов. Модели. Логическое следование. Теорема о логическом следствии. Проблема общезначимости формул логики предикатов.
- Пример выполнимой формулы логики предикатов, не имеющей конечных моделей.
- Метод семантических таблиц в логике предикатов: семантическая таблица, табличный вывод, теорема о табличной проверке общезначимости, теорема корректности табличного вывода, теорема полноты табличного вывода.
- Теорема Лёвенгейма-Сколема. Теорема компактности Мальцева. Теорема Чёрча.
- Равносильные формулы. Теорема о равносильной замене.
Метод резолюций в логике предикатов
- Предварённая нормальная форма. Теорема о предварённой нормальной форме.
- Сколемовская стандартная форма. Алгоритм сколемизации предварённой нормальной формы. Теорема о сколемизации.
- Дизъюнкты. Сведение проблемы общезначимости формул к проблеме противоречивости систем дизъюнктов.
- Подстановки. Композиция подстановок. Унификатор. Наиболее общий унификатор. Задача унификации выражений логики предикатов.
- Лемма о связке. Алгоритм унификации. Теорема об унификации.
- Правило резолюции. Правило склейки. Резолютивный вывод. Теорема корректности резолютивного вывода.
- Эрбрановский универсум. Эрбрановский базис. Эрбрановские интерпретации. Теорема об эрбрановских интерпретациях. Теорема Эрбрана.
- Лемма об основных дизъюнктах. Лемма о подъёме. Теорема полноты резолютивного вывода.
- Метод резолюций: общая схема, применение.
- Стратегии резолютивного вывода. Семантическая резолюция. Теорема полноты семантического резолютивного вывода. Входной резолютивный вывод.
- Резолютивный вывод как средство вычисления. Хорновские дизъюнкты.
Рекомендованная литература
Основная литература
- Клини С. Математическая логика. М.:Мир, 1973, 480 с.
- Чень Ч., Ли Р. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем. М.:Мир, 1983. 360 с.
- Лавров И.А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. Москва, "Физико-математическая литература", 1995 г., 250 с.
- Метакидес Г., Нероуд А., Принципы логики и логического программирования. Москва, "Факториал", 1998, 288 с.
- Братко И. Программирование на Прологе для искусственного интеллекта. М.:Мир, 1990, 560 с.
- Набебин А.А. Логика и Пролог в дискретной математике. М., Изд-во МЭИ, 1997.
- Кларк Э.М., Грамберг О., Пелед Д. Верификация моделей программ: model checking. Изд-во МЦНМО, Москва, 2002, 405 с.
Дополнительная литература
- Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М.:Наука, 1984. 319 с.
- Верещагин Н.К., Шень А. Языки и исчисления. 2004.
- Успенский В.А., Верещагин Н.К., Плиско В.Е. Вводный курс математической логики. 2004. 128 с.
- Лавров И.А. Математическая логика. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2006.
- Колмогоров А.Н., Драгалин А.Г. Математическая логика. Серия "Классический университетский учебник". Изд.3, 2006, 240 с.
- Ершов Ю.Л., Палютин Е.А. Математическая логика - М.: 1979.
- Непейвода Н. Н. Прикладная логика. Новосибирск. 2000 г.
- Хоггер К., Введение в логическое программирование. М.:Мир, 1988. 348 с.
- Клоксин У., Меллиш К. Программирование на языке Пролог. М.:Мир, 1987. 336 с.
- Кларк К.Л., Маккейб Ф.Г. Микро-Пролог: введение в логическое программирование. Москва, "Радио и связь". 1987, 311 с.
- Стерлинг Л., Шапиро Э., Искусство программирования на языке ПРОЛОГ. Москва, "Мир", 1990, 235 с.
- Ковальский Р. Логика в решении проблем. М.: Наука, 1990. 277 с.
- Логический подход к искусственному интеллекту (от модальной логики к логике баз данных). М.:Мир, 1998. 495 с.