Дискретная математика (1й курс) — различия между версиями
(→Часть В) |
(→Вопросы к экзамену по курсу «Дискретная математика», 2018 год.) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
*доц. [[Селезнева Светлана Николаевна| С.Н. Селезнева]] | *доц. [[Селезнева Светлана Николаевна| С.Н. Селезнева]] | ||
− | == Вопросы к экзамену по курсу «Дискретная математика», | + | == Вопросы к экзамену по курсу «Дискретная математика», 2019 год.== |
В билете 2 вопроса (один из части А и один из части В) и задача. | В билете 2 вопроса (один из части А и один из части В) и задача. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
<li> Теоремы о представлении k-значных функций 2-й формой и полиномами. | <li> Теоремы о представлении k-значных функций 2-й формой и полиномами. | ||
<li> Деревья. Свойства деревьев. | <li> Деревья. Свойства деревьев. | ||
− | <li> Алгоритм построения кратчайшего остовного дерева (с обоснованием). | + | <li> Алгоритм построения кратчайшего остовного дерева (с обоснованием) (вопрос № 9 только для студентов 2-го и 3-го потоков). |
<li> Теорема о раскраске планарных графов в 5 цветов. | <li> Теорема о раскраске планарных графов в 5 цветов. | ||
<li> Алгоритм распознавания взаимной однозначности (разделимости) алфавитного кодирования (с обоснованием). | <li> Алгоритм распознавания взаимной однозначности (разделимости) алфавитного кодирования (с обоснованием). | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
<li> Теорема о раскраске вершин графа в 2 цвета (теорема Кенига). | <li> Теорема о раскраске вершин графа в 2 цвета (теорема Кенига). | ||
<li> Оптимальные коды, их свойства. | <li> Оптимальные коды, их свойства. | ||
− | <li> Линейные двоичные коды. Теорема о кодовом расстоянии линейных кодов. | + | <li> Линейные двоичные коды. Теорема о кодовом расстоянии линейных кодов (вопрос № 39 только для студентов 2-го и 3-го потоков). |
<li> Схемы из функциональных элементов. Реализация функций алгебры логики схемами. | <li> Схемы из функциональных элементов. Реализация функций алгебры логики схемами. | ||
<li> Сумматор. Верхняя оценка сложности сумматора. Вычитатель. | <li> Сумматор. Верхняя оценка сложности сумматора. Вычитатель. | ||
<li> Понятие автоматных функций, их представление диаграммой Мура. Единичная задержка. | <li> Понятие автоматных функций, их представление диаграммой Мура. Единичная задержка. | ||
− | |||
</ol> | </ol> | ||
Строка 69: | Строка 68: | ||
<li> Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004. (Вопрос 2 (стр. 53-56) и вопрос 39 (задача 4.9 из главы 7)) | <li> Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004. (Вопрос 2 (стр. 53-56) и вопрос 39 (задача 4.9 из главы 7)) | ||
<li> [[Media:KNIGA1.pdf|Алексеев В.Б. Введение в теорию сложности алгоритмов.]] М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ, 2002 (Вопрос 9) | <li> [[Media:KNIGA1.pdf|Алексеев В.Б. Введение в теорию сложности алгоритмов.]] М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ, 2002 (Вопрос 9) | ||
− | |||
<li> Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990 (Вопрос 37 (стр. 36-37 и 237)) | <li> Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990 (Вопрос 37 (стр. 36-37 и 237)) | ||
</ol> | </ol> |
Версия 14:20, 12 мая 2019
Содержание
Лекторы
- проф. В.Б. Алексеев
- проф. С.С. Марченков
- доц. С.Н. Селезнева
Вопросы к экзамену по курсу «Дискретная математика», 2019 год.
В билете 2 вопроса (один из части А и один из части В) и задача.
Часть А
Ответ без подготовки, по любым материалам (конспекты, книжки, распечатки лекций и т.д.). Проверяется, насколько осознаны все доказательства (основной вопрос – «почему?»). Определения и формулировки — без конспектов.
- Сокращенная дизъюнктивная нормальная форма. Метод ее построения по конъюнктивной нормальной форме (метод Нельсона).
- Алгоритм построения вектора коэффициентов полинома Жегалкина (с обоснованием).
- Двойственность. Класс самодвойственных функций, его замкнутость.
- Лемма о нелинейной функции.
- Теорема Поста о полноте системы функций алгебры логики.
- Теорема о предполных классах.
- Теоремы о представлении k-значных функций 2-й формой и полиномами.
- Деревья. Свойства деревьев.
- Алгоритм построения кратчайшего остовного дерева (с обоснованием) (вопрос № 9 только для студентов 2-го и 3-го потоков).
- Теорема о раскраске планарных графов в 5 цветов.
- Алгоритм распознавания взаимной однозначности (разделимости) алфавитного кодирования (с обоснованием).
- Теорема Маркова о взаимной однозначности (разделимости) алфавитного кодирования.
- Неравенство Макмиллана.
- Существование префиксного кода с заданными длинами кодовых слов.
- Теорема редукции.
- Коды с исправлением r ошибок. Оценка функции Mr(n).
- Коды Хэмминга. Оценка функции M1(n).
- Схемы из функциональных элементов и элементов задержки. Автоматность осуществляемых ими отображений.
- Моделирование автоматной функции схемой из функциональных элементов и элементов задержки.
- Теорема Мура. Пример автомата, на котором достигается оценка теоремы Мура.
- Метод Карацубы построения схемы для умножения, верхняя оценка ее сложности.
Часть В
Ответ без конспектов и почти без подготовки (3-5 минут), с доказательствами (можно излагать устно).
- Функции алгебры логики. Равенство функций. Тождества для элементарных функций.
- Теорема о разложении функции алгебры логики по переменным. Теорема о совершенной дизъюнктивной нормальной форме.
- Полные системы. Примеры полных систем (с доказательством полноты).
- Теорема Жегалкина о представимости функции алгебры логики полиномом.
- Понятие замкнутого класса. Замкнутость классов T0, T1, L.
- Класс монотонных функций, его замкнутость.
- Лемма о несамодвойственной функции.
- Лемма о немонотонной функции.
- Теорема о максимальном числе функций в базисе в алгебре логики.
- k-значные функции. Теорема о существовании конечной полной системы в Pk.
- Основные понятия теории графов. Изоморфизм графов. Связность.
- Корневые деревья. Верхняя оценка их числа.
- Геометрическая реализация графов. Теорема о реализации графов в трехмерном пространстве.
- Планарные (плоские) графы. Формула Эйлера.
- Доказательство непланарности графов K5 и K3,3. Теорема Понтрягина-Куратовского (доказательство в одну сторону).
- Теорема о раскраске вершин графа в 2 цвета (теорема Кенига).
- Оптимальные коды, их свойства.
- Линейные двоичные коды. Теорема о кодовом расстоянии линейных кодов (вопрос № 39 только для студентов 2-го и 3-го потоков).
- Схемы из функциональных элементов. Реализация функций алгебры логики схемами.
- Сумматор. Верхняя оценка сложности сумматора. Вычитатель.
- Понятие автоматных функций, их представление диаграммой Мура. Единичная задержка.
Литература
- Собственный конспект лекций.
- Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. М.: Инфра-М, 2012. (Вопросы 3-6, 8, 10-36, 38, 40-42)
- Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. ВМК, 2004. Электронный ресурс. (Вопросы 3-6, 8, 10-36, 38, 40-42)
- Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. М.: Наука, 1986. (Вопросы 1, 3-7, 12-14, 22-31)
- Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004. (Вопрос 2 (стр. 53-56) и вопрос 39 (задача 4.9 из главы 7))
- Алексеев В.Б. Введение в теорию сложности алгоритмов. М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ, 2002 (Вопрос 9)
- Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990 (Вопрос 37 (стр. 36-37 и 237))
Задачи на экзамене
По результатам контрольных работ по каждой из четырех тем (алгебра логики, графы, коды, автоматы) у каждого студента должна стоять одна из трех оценок — 0, 1/2 или 1. Оценка 0 означает, что на экзамене студент должен решить дополнительную задачу по данной теме, оценка 1/2, — что студент решает задачу по данной теме только в случае, если она выпадает в билете. Оценка 1 означает, что на экзамене студент не должен решать по данной теме как дополнительные задачи, так и задачу из билета. Дополнительные задачи решаются до выбора билета. Студенты, не решившие достаточное количество дополнительных задач, удаляются с экзамена с оценкой «неудовлетворительно», количество решенных задач может ограничить сверху оценку, получаемую на экзамене.
Задачи решаются без конспектов.
После ответа на билет возможна прогонка по всему материалу (определения, формулировки, идеи доказательств) и добавочные задачи на любые темы (не путать с дополнительными!).