О вечере кафедры математический кибернетики — различия между версиями
(Новая страница: «О вечерах кафедры математической кибернетики Вечер кафедры математической кибернетик…») |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
− | Вечер кафедры математической кибернетики - это чаепитие, на которое собираются все, кто связан с кафедрой: студенты, аспиранты, выпускники, преподаватели. Чаепитие сопровождается шуточными конкурсами. Все друг с другом общаются, смеются, в общем, весело проводят время. Первый вечер кафедры состоялся в 1975 году. И, как повторяет Валерий Борисович Алексеев: | + | Вечер кафедры математической кибернетики - это чаепитие, на которое собираются все, кто связан с кафедрой: студенты, аспиранты, выпускники, преподаватели. Чаепитие сопровождается шуточными конкурсами. Все друг с другом общаются, смеются, в общем, весело проводят время. Первый вечер кафедры состоялся в 1975 году. И, как повторяет Валерий Борисович Алексеев: "С тех пор мы ни один год не пропустили". Даже в сложные девяностые годы. Как раз в начале девяностых я впервые попала на вечер кафедры. Тогда он проходил в комнате отдыха в ГЗ (раньше в общежитии главного здания МГУ были такие комнаты). Немыслимо в то время, но кто-то принес видеомагнитофон с телевизором. Была включена какая-то модная запись, по-моему, концерт популярной (в то время) западной музыки. Но никто не обращал на нее внимания. И Александр Антонович Сапоженко сказал знаменательную фразу: "Что такое вечер кафедры? Телевизор работает, но никто его не смотрит. Всем интересно участвовать в происходящем". |
− | Потом комнаты отдыха в ГЗ закрыли, и вечер кафедры стал проходить в буфете на втором этаже южного холла второго учебного корпуса (сейчас этот буфет закрыт). Пространства стало больше. Появились широкоформатные конкурсы. Например, театральный. Незабываемую оду о Винни-Пухе написали (непосредственно на вечере) для этого конкурса Дмитрий Сергеевич Романов и Роман Хелемендик (сейчас он научный сотрудник ИПМ РАН). С Романом Хелемендиком связана еще одна история. Верхнюю одежду гости сдавали в гардероб. В один из годов вечер затянулся, и, когда гости расходились, гардероб оказался закрытым вместе с курткой Романа. А на улице - зима. Выручили студенты, живущие в общежитии в ГЗ, и Роман ушел домой в | + | Потом комнаты отдыха в ГЗ закрыли, и вечер кафедры стал проходить в буфете на втором этаже южного холла второго учебного корпуса (сейчас этот буфет закрыт). Пространства стало больше. Появились широкоформатные конкурсы. Например, театральный. Незабываемую оду о Винни-Пухе написали (непосредственно на вечере) для этого конкурса Дмитрий Сергеевич Романов и Роман Хелемендик (сейчас он научный сотрудник ИПМ РАН). С Романом Хелемендиком связана еще одна история. Верхнюю одежду гости сдавали в гардероб. В один из годов вечер затянулся, и, когда гости расходились, гардероб оказался закрытым вместе с курткой Романа. А на улице - зима. Выручили студенты, живущие в общежитии в ГЗ, и Роман ушел домой в "новой" куртке. Потом в буфете стало дорого, и вечер кафедры переместился в аудиторию П-8. Наученные горьким опытом с гардеробом, мы стали заказывать соседнюю аудиторию П-8а, куда складывали верхнюю одежду гостей. |
− | А какие замечательные были конкурсы! | + | А какие замечательные были конкурсы! "Узнай учебник на ощупь". Участнику завязывали глаза, подводили к столу, на котором лежали всем известные учебники: Яблонский С.В. "Введение в дискретную математику", Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. "Сборник задач по дискретной математике", и передавали одну книгу в руки. И участник должен был на ощупь распознать учебник! Теперь такой конкурс невозможен в принципе! А "Узнай научного руководителя по стуку кулака"! Участнику завязывали глаза, а преподаватели (и, для запутывания участника, не только преподаватели) подходили к столу и стучали по нему кулаком. Участнику следовало узнать стук своего научного руководителя. Запомнилось, как Сергей Всеволодович Яблонский шаркающей походкой подошел к столу и постучал по нему кулаком. Всем было весело! Это и было общением студентов с преподавателями в неформальной обстановке. |
− | А потом в аудитории П-8 парты прикрутили к полу, и стало невозможно их передвигать. И вечер кафедры переместился в | + | А потом в аудитории П-8 парты прикрутили к полу, и стало невозможно их передвигать. И вечер кафедры переместился в "экономическую" аудиторию П-7. И как-то постепенно из него стала уходить прелесть непосредственности. Он стал "слишком" во всем. Слишком много воздушных шариков. Слишком качественные фотографии на стенах аудитории вместо стенгазеты. Слишком много техники: микрофон, усилитель, проектор, экран. Слишком форматным: теперь это не общение в неформальной обстановке. Группа четвертого курса кафедры математической кибернетики, которая традиционно организует вечер кафедры, теперь готовит целые мини-спектакли, и какую-то часть времени гости только пассивно смотрят представление. И дело даже не в том, что большинство преподавателей кафедры не смотрели "Звездные войны" и не могут оценить проведенные с этим фильмом параллели в студенческом спектакле. Дело в другом: вечер кафедры - это всего лишь неформальное общение студентов и преподавателей, и ничто другое. А для этого нужны только сами студенты и преподаватели. Ну и чай с пирожными, чтобы общение было теплым и комфортным. Ну и смешные, веселые, немного связанные с математикой и кафедрой конкурсы. Но ни в коем случае нельзя заставлять кого-то участвовать в конкурсах, как это делалось по отношению к преподавателям в последние годы. Этим нарушается главный принцип вечера - всем должно быть хорошо. Участие в конкурсах только добровольное! В аудитории всегда будут те, которые только наблюдают за конкурсами, и всегда будут те, которые с удовольствием участвуют в конкурсах. И тех, и других немало, поверьте! |
И, наконец, о самих конкурсах в последние годы. Они постепенно перестали быть связанными с математикой и кафедрой, а какие-то даже выхолостились до абсурда. Конкурс, который поверг меня в уныние, выглядел так: участник стоит спиной к экрану, на котором что-то изображено. Участник должен угадать, что на экране. Все. Никаких вопросов нельзя задавать, нет никаких других возможностей логически или каким-то другим способом понять, что же на экране. Участник несколько раз пытается назвать какие-то предметы и не угадывает. Он поворачивается и видит, что на экране. Конкурс окончен. После этого года я перестала ходить на вечера кафедры. | И, наконец, о самих конкурсах в последние годы. Они постепенно перестали быть связанными с математикой и кафедрой, а какие-то даже выхолостились до абсурда. Конкурс, который поверг меня в уныние, выглядел так: участник стоит спиной к экрану, на котором что-то изображено. Участник должен угадать, что на экране. Все. Никаких вопросов нельзя задавать, нет никаких других возможностей логически или каким-то другим способом понять, что же на экране. Участник несколько раз пытается назвать какие-то предметы и не угадывает. Он поворачивается и видит, что на экране. Конкурс окончен. После этого года я перестала ходить на вечера кафедры. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Искренне Ваша, | Искренне Ваша, | ||
− | С.Н. | + | |
+ | С.Н. | ||
+ | |||
20.01.2014 г. | 20.01.2014 г. |
Текущая версия на 14:23, 24 января 2014
О вечерах кафедры математической кибернетики
Вечер кафедры математической кибернетики - это чаепитие, на которое собираются все, кто связан с кафедрой: студенты, аспиранты, выпускники, преподаватели. Чаепитие сопровождается шуточными конкурсами. Все друг с другом общаются, смеются, в общем, весело проводят время. Первый вечер кафедры состоялся в 1975 году. И, как повторяет Валерий Борисович Алексеев: "С тех пор мы ни один год не пропустили". Даже в сложные девяностые годы. Как раз в начале девяностых я впервые попала на вечер кафедры. Тогда он проходил в комнате отдыха в ГЗ (раньше в общежитии главного здания МГУ были такие комнаты). Немыслимо в то время, но кто-то принес видеомагнитофон с телевизором. Была включена какая-то модная запись, по-моему, концерт популярной (в то время) западной музыки. Но никто не обращал на нее внимания. И Александр Антонович Сапоженко сказал знаменательную фразу: "Что такое вечер кафедры? Телевизор работает, но никто его не смотрит. Всем интересно участвовать в происходящем".
Потом комнаты отдыха в ГЗ закрыли, и вечер кафедры стал проходить в буфете на втором этаже южного холла второго учебного корпуса (сейчас этот буфет закрыт). Пространства стало больше. Появились широкоформатные конкурсы. Например, театральный. Незабываемую оду о Винни-Пухе написали (непосредственно на вечере) для этого конкурса Дмитрий Сергеевич Романов и Роман Хелемендик (сейчас он научный сотрудник ИПМ РАН). С Романом Хелемендиком связана еще одна история. Верхнюю одежду гости сдавали в гардероб. В один из годов вечер затянулся, и, когда гости расходились, гардероб оказался закрытым вместе с курткой Романа. А на улице - зима. Выручили студенты, живущие в общежитии в ГЗ, и Роман ушел домой в "новой" куртке. Потом в буфете стало дорого, и вечер кафедры переместился в аудиторию П-8. Наученные горьким опытом с гардеробом, мы стали заказывать соседнюю аудиторию П-8а, куда складывали верхнюю одежду гостей.
А какие замечательные были конкурсы! "Узнай учебник на ощупь". Участнику завязывали глаза, подводили к столу, на котором лежали всем известные учебники: Яблонский С.В. "Введение в дискретную математику", Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. "Сборник задач по дискретной математике", и передавали одну книгу в руки. И участник должен был на ощупь распознать учебник! Теперь такой конкурс невозможен в принципе! А "Узнай научного руководителя по стуку кулака"! Участнику завязывали глаза, а преподаватели (и, для запутывания участника, не только преподаватели) подходили к столу и стучали по нему кулаком. Участнику следовало узнать стук своего научного руководителя. Запомнилось, как Сергей Всеволодович Яблонский шаркающей походкой подошел к столу и постучал по нему кулаком. Всем было весело! Это и было общением студентов с преподавателями в неформальной обстановке.
А потом в аудитории П-8 парты прикрутили к полу, и стало невозможно их передвигать. И вечер кафедры переместился в "экономическую" аудиторию П-7. И как-то постепенно из него стала уходить прелесть непосредственности. Он стал "слишком" во всем. Слишком много воздушных шариков. Слишком качественные фотографии на стенах аудитории вместо стенгазеты. Слишком много техники: микрофон, усилитель, проектор, экран. Слишком форматным: теперь это не общение в неформальной обстановке. Группа четвертого курса кафедры математической кибернетики, которая традиционно организует вечер кафедры, теперь готовит целые мини-спектакли, и какую-то часть времени гости только пассивно смотрят представление. И дело даже не в том, что большинство преподавателей кафедры не смотрели "Звездные войны" и не могут оценить проведенные с этим фильмом параллели в студенческом спектакле. Дело в другом: вечер кафедры - это всего лишь неформальное общение студентов и преподавателей, и ничто другое. А для этого нужны только сами студенты и преподаватели. Ну и чай с пирожными, чтобы общение было теплым и комфортным. Ну и смешные, веселые, немного связанные с математикой и кафедрой конкурсы. Но ни в коем случае нельзя заставлять кого-то участвовать в конкурсах, как это делалось по отношению к преподавателям в последние годы. Этим нарушается главный принцип вечера - всем должно быть хорошо. Участие в конкурсах только добровольное! В аудитории всегда будут те, которые только наблюдают за конкурсами, и всегда будут те, которые с удовольствием участвуют в конкурсах. И тех, и других немало, поверьте!
И, наконец, о самих конкурсах в последние годы. Они постепенно перестали быть связанными с математикой и кафедрой, а какие-то даже выхолостились до абсурда. Конкурс, который поверг меня в уныние, выглядел так: участник стоит спиной к экрану, на котором что-то изображено. Участник должен угадать, что на экране. Все. Никаких вопросов нельзя задавать, нет никаких других возможностей логически или каким-то другим способом понять, что же на экране. Участник несколько раз пытается назвать какие-то предметы и не угадывает. Он поворачивается и видит, что на экране. Конкурс окончен. После этого года я перестала ходить на вечера кафедры.
Что вы говорите? Это возраст, брюзжание, мол, раньше были трава зеленее и небо выше? Может быть. А, может быть, и нет. Может быть, мы в самом деле теряем что-то важное. Но в наших силах, заметив это, восстановить это важное, сохранять и продолжать. Например, в этом году Валерий Борисович Алексеев вернул в вечер кафедры танцы. На площадку выходят студенты и преподаватели и просто танцуют! Жаль, я не была. До встречи в декабре на вечере кафедры!
Искренне Ваша,
С.Н.
20.01.2014 г.