Дискретная математика (1й курс) — различия между версиями
(→Часть А) |
(→Часть А) |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
<li> Моделирование автоматной функции схемой из функциональных элементов и элементов задержки. | <li> Моделирование автоматной функции схемой из функциональных элементов и элементов задержки. | ||
<li> Теорема Мура. Пример автомата, на котором достигается оценка теоремы Мура. | <li> Теорема Мура. Пример автомата, на котором достигается оценка теоремы Мура. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
=== Часть В === | === Часть В === |
Версия 22:09, 19 мая 2014
Лекторы
- проф. В. Б. Алексеев
- проф. С. С. Марченков
- доц. Д. С. Романов
Вопросы к экзамену по курсу «Дискретная математика».
В билете 2 вопроса (один из части А и один из части В) и задача.
Часть А
Ответ без подготовки, по любым материалам (конспекты, книжки, распечатки лекций и т.д.). Проверяется, насколько осознаны все доказательства (основной вопрос – «почему?»). Определение и формулировки — без конспектов.
- Сокращенная дизъюнктивная нормальная форма. Метод ее построения по конъюнктивной нормальной форме (метод Нельсона).
- Алгоритм построения вектора коэффициентов полинома Жегалкина (с обоснованием).
- Двойственность. Класс самодвойственных функций, его замкнутость.
- Лемма о нелинейной функции.
- Теорема Поста о полноте системы функций алгебры логики.
- Теорема о предполных классах.
- Теоремы о представлении k-значных функций 2-й формой и полиномами.
- Деревья. Свойства деревьев.
- Алгоритм построения кратчайшего остовного дерева (с обоснованием).
- Теорема о раскраске планарных графов в 5 цветов.
- Алгоритм распознавания взаимной однозначности алфавитного кодирования (с обоснованием). Теорема Маркова.
- Неравенство Макмиллана.
- Существование префиксного кода с заданными длинами кодовых слов.
- Теорема редукции.
- Коды с исправлением r ошибок. Оценка функции Mr(n).
- Коды Хэмминга. Оценка функции M1(n).
- Метод Карацубы построения схемы для умножения, верхняя оценка ее сложности.
- Схемы из функциональных элементов и элементов задержки. Автоматность осуществляемых ими отображений.
- Моделирование автоматной функции схемой из функциональных элементов и элементов задержки.
- Теорема Мура. Пример автомата, на котором достигается оценка теоремы Мура.
Часть В
Ответ без конспектов и почти без подготовки (3-5 минут), с доказательствами (можно излагать устно).
- Функции алгебры логики. Равенство функций. Тождества для элементарных функций.
- Теорема о разложении функции алгебры логики по переменным. Теорема о совершенной дизъюнктивной нормальной форме.
- Полные системы. Примеры полных систем (с доказательством полноты).
- Теорема Жегалкина о представимости функции алгебры логики полиномом.
- Понятие замкнутого класса. Замкнутость классов T0, T1 и L.
- Класс монотонных функций, его замкнутость.
- Лемма о несамодвойственной функции.
- Лемма о немонотонной функции.
- Теорема о максимальном числе функций в базисе в алгебре логики.
- Основные понятия теории графов. Изоморфизм графов. Связность.
- Корневые деревья. Верхняя оценка их числа.
- Геометрическая реализация графов. Теорема о реализации графов в трехмерном пространстве.
- Планарные (плоские) графы. Формула Эйлера.
- Доказательство непланарности графов K5 и K3,3. Теорема Понтрягина-Куратовского (доказательство в одну сторону).
- Оптимальные коды, их свойства.
- Схемы из функциональных элементов. Реализация функций алгебры логики схемами.
- Понятие автоматных функций, их представление диаграммой Мура. Единичная задержка.
- Сумматор. Верхняя оценка сложности сумматора. Вычитатель.
По результатам контрольных работ по каждой из четырех тем (алгебра логики, графы, коды, автоматы) у каждого студента должна стоять одна из трех оценок — 0, 1/2 или 1. Оценка 0 означает, что на экзамене студент должен решить дополнительную задачу по данной теме, оценка 1/2, — что студент решает задачу по данной теме только в случае, если она выпадает в билете. Оценка 1 означает, что на экзамене студент не должен решать по данной теме как дополнительные задачи, так и задачу из билета. Дополнительные задачи решаются до выбора билета. Студенты, не решившие достаточное количество дополнительных задач, удаляются с экзамена с оценкой «неудовлетворительно», количество решенных задач может ограничить сверху оценку, получаемую на экзамене.
Задачи решаются без конспектов.
После ответа на билет возможна прогонка по всему материалу (определения, формулировки, идеи доказательств) и добавочные задачи на любые темы (не путать с дополнительными!).