Математическая логика (318, 319/2, 241, 242) — различия между версиями

Материал из Кафедра математической кибернетики
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Категория:Лекционные курсы кафедры МК]]
 +
 
Обязательный курс для студентов 318 группы 6 семестра обучения, ''а также для студентов 241 группы (Математическая логика и теория алгоритмов)''. Курс читает [[Подымов Владислав Васильевич|В. В. Подымов]].
 
Обязательный курс для студентов 318 группы 6 семестра обучения, ''а также для студентов 241 группы (Математическая логика и теория алгоритмов)''. Курс читает [[Подымов Владислав Васильевич|В. В. Подымов]].
  
Строка 5: Строка 7:
 
''В этом разделе будут выкладываться объявления о текущих изменениях в курсе и на странице курса''
 
''В этом разделе будут выкладываться объявления о текущих изменениях в курсе и на странице курса''
  
* 2017.06.09 14:30 Обновлены результаты экзамена 09.06.2017 (раздел "Экзамен")
+
* 2018.02.11 23:28 Страница подготовлена к началу весеннего семестра 2017/2018 учебного года
* 2017.06.06 13.12 Задача 5 на дополнительные бонусы: обновлено количество предоставленных решений
+
* 2017.05.23 23:59 Задачи 4, 8, 9, 10 на дополнительные бонусы: обновлено количество предоставленных решений
+
* 2017.05.15 16:25 Задачи 2, 3, 7 на дополнительные бонусы: обновлено количество предоставленных решений
+
* 2017.04.25 18:15 Исправлено условие задачи 5 экзамена (и аналогичной второй контрольной): достаточно сформулировать аксиому
+
* 2017.04.23 19:20 Описание задач 4, 5 экзамена (и аналогичных второй контрольной) исправлено для соответствия терминологии, используемой в лекциях
+
* 2017.04.13 14:15 Задача 1 на дополнительные бонусы: обновлено количество предоставленных решений
+
  
 
= Слайды лекций =
 
= Слайды лекций =
Строка 17: Строка 13:
 
''Здесь будут выкладываться слайды лекций по мере их чтения''
 
''Здесь будут выкладываться слайды лекций по мере их чтения''
  
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_1.pdf|Лекция 1.]]''' Что такое логика. Содержание курса. История логики. Логические парадоксы.
+
== Временный архив слайдов: 2016-2017 учебный год ==
  
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_2.pdf|Лекция 2.]]''' Логика высказываний: синтаксис, семантика, выполнимость, общезначимость, метод семантических таблиц, алгоритм DPLL.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_1.pdf|1]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_2.pdf|2]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_3.pdf|Лекция 3.]]''' Логика предикатов: синтаксис (термы и формулы), семантика (интерпретации и отношение выполнимости), модели, логическое следствие, проблема общезначимости формул.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_3.pdf|3]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_4.pdf|4]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_4.pdf|Лекция 4.]]''' Подстановки. Метод семантических таблиц в логике предикатов, корректность табличного вывода.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_5.pdf|5]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_6.pdf|6]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_5.pdf|Лекция 5.]]''' Полнота табличного вывода. Теорема Лёвенгейма-Сколема. Теорема компактности Мальцева. Автоматическое доказательство теорем. Теорема Чёрча.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_7.pdf|7]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_8.pdf|8]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_6.pdf|Лекция 6.]]''' Общая схема метода резолюций. Равносильные формулы. Теорема о равносильной замене. Предварённая нормальная форма. Сколемовская стандартная форма. Системы дизъюнктов.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_9.pdf|9]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_10.pdf|10]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_7.pdf|Лекция 7.]]''' Задача унификации. Алгоритм унификации.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_11.pdf|11]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_12.pdf|12]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_8.pdf|Лекция 8.]]''' Резолютивный вывод. Корректность резолютивного вывода. Применение метода резолюций. Эрбрановские интерпретации. Теорема Эрбрана.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_13.pdf|13]]''',
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_14.pdf|14]]''',
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_9.pdf|Лекция 9.]]''' Полнота резолютивного вывода. Стратегии резолютивного вывода. Вычислительные возможности метода резолюций.
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_16_17.pdf|16-17]]'''.
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_10.pdf|Лекция 10.]]''' Аксиоматические теории первого порядка. Теория частичных порядков. Основные свойства теорий: непротиворечивость, разрешимость, независимость, полнота. Теория равенства. Исчисление предикатов. Теорема Гёделя о полноте.
+
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_11.pdf|Лекция 11.]]''' Формальная арифметика. Явные логические определения. Теорема Гёделя о неполноте. Аксиомы равенства. Арифметика Пресбургера.
+
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_12.pdf|Лекция 12.]]''' Бескванторные теории с равенством. Линейная арифметика. Теория массивов. Теория равенства с неинтерпретируемыми функциями. Комбинация SMT и SAT.
+
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_13.pdf|Лекция 13.]]''' Наивная теория множеств: основные понятия, кардинальные числа, выразительные возможности, парадоксы.
+
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_14.pdf|Лекция 14.]]''' Доопределение теорий. Теория множеств Цермело-Френкеля: сигнатура, аксиомы, вопрос непротиворечивости.
+
 
+
<s>'''Лекция 15.'''</s> (''праздники'')
+
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_16_17.pdf|Лекция 16-17.]]''' Формальная верификация. Императивные программы. Логика Хоара. Автоматическая проверка правильности программ. Верификация распределённых систем. Модальные логики. Эпистемические логики. Темпоральные логики. Логика линейного времени. Логика деревьев вычислений. Размеченные системы переходов. Задача проверки моделей. Алгоритм проверки моделей для логики деревьев вычислений.
+
 
+
== Слайды 2015-2016 учебного года ==
+
 
+
''Здесь временно хранятся ссылки на слайды, по которым рассказывался курс в 2015-2016 учебном году''
+
 
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_15.pdf|15]]''',
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_16.pdf|16]]''',
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_17.pdf|17]]''',
+
'''[[Media: Mathlog_318_lecture_18.pdf|18]]'''.
+
  
 
= Семинары =
 
= Семинары =
Строка 64: Строка 37:
 
Желающие более глубоко проработать материал первых четырёх семинаров могут обратиться к [[Media:MatLog_exer.pdf| расширенному сборнику задач]]
 
Желающие более глубоко проработать материал первых четырёх семинаров могут обратиться к [[Media:MatLog_exer.pdf| расширенному сборнику задач]]
  
[[Media:Mathlog_318_seminar_sat-smt.pdf| Материалы семинаров по основам аксиоматических теорий и задачам выполнимости формул.]]
+
''Материалы остальных семинаров будут появляться по мере проведения занятий.''
 
+
[[Media:Mathlog_318_seminar_zfc.pdf| Материалы семинара по аксиоматической теории множеств.]]
+
  
 
= Контрольная работа =
 
= Контрольная работа =
 
[[Media:Mathlog_318_241_test_results.xls| Результаты контрольной работы 10.04.2017.]]
 
  
 
Формат проведения и длительность контрольной работы: письменно, 95 минут.
 
Формат проведения и длительность контрольной работы: письменно, 95 минут.
Строка 92: Строка 61:
 
В каждом теоретическом вопросе предлагается несколько вариантов ответа.
 
В каждом теоретическом вопросе предлагается несколько вариантов ответа.
 
Среди этих ответов может быть один, ни одного или несколько правильных.
 
Среди этих ответов может быть один, ни одного или несколько правильных.
Для правильного решения теоретического вопроса следует отметить ''все'' правильные ответы и только их.
+
Для правильного решения теоретического вопроса следует отметить '''все''' правильные ответы и только их.
Обоснование того, почему выбраны или не выбраны те или иные ответы, ''не требуется''.
+
Обоснование того, почему выбраны или не выбраны те или иные ответы, '''не требуется'''.
  
По результатам контрольной работы определяется <span style="background:#DDFFDD">бонус</span> или <span style="background:#FFDDDD">штраф</span>, суммирующийся с баллами за экзаменационную работу:
+
''Группа 241:'' баллы, набранные за контрольную работу, суммируются с другими баллами, требуемыми для зачёта.
  
 +
''Группа 318:'' по результатам контрольной работы определяется <span style="background:#DDFFDD">бонус</span> или <span style="background:#FFDDDD">штраф</span>, суммирующийся с баллами за экзаменационную работу:
 
* набрано от 13 до 15 баллов: бонус <span style="background:#DDFFDD">+3 балла</span>;
 
* набрано от 13 до 15 баллов: бонус <span style="background:#DDFFDD">+3 балла</span>;
 
* набрано от 10 до 12 баллов: бонус <span style="background:#DDFFDD">+1 балл</span>;
 
* набрано от 10 до 12 баллов: бонус <span style="background:#DDFFDD">+1 балл</span>;
Строка 106: Строка 76:
 
= Экзамен =
 
= Экзамен =
  
[[Media:mllp_exam_2017_318.xls|Результаты экзамена 09.06.2017]]
+
Формат проведения и длительность экзамена: письменно, 120 минут.
  
Формат проведения и длительность экзамена: письменно, 150 минут.
+
Экзаменационная работа оценивается по шкале '''от 0 до 30 баллов''' (''промежуточные баллы'').
 
+
Экзаменационная работа оценивается по шкале '''от 0 до 40 баллов''' (промежуточные баллы).
+
 
Итоговые баллы за экзаменационную работу - это сумма промежуточных баллов, бонусов и штрафов по итогам контрольной работы, а также других бонусов, если удалось их получить.
 
Итоговые баллы за экзаменационную работу - это сумма промежуточных баллов, бонусов и штрафов по итогам контрольной работы, а также других бонусов, если удалось их получить.
 
В зависимости от полученных итоговых баллов за экзаменационную работу выставляется оценка за экзамен:
 
В зависимости от полученных итоговых баллов за экзаменационную работу выставляется оценка за экзамен:
 
+
* набрано хотя бы 25 баллов: '''отлично''';
* набрано 32 балла или больше: '''отлично''';
+
* набрано хотя бы 20, но менее 25 баллов: '''хорошо''';
* набрано от 24 до 31 балла: '''хорошо''';
+
* набрано хотя бы 15, но менее 20 баллов: '''удовлетворительно''';
* набрано от 16 до 23 баллов: '''удовлетворительно''';
+
* набрано менее 15 баллов: '''неудовлетворительно'''.
* набрано 15 баллов или меньше: '''неудовлетворительно'''.
+
  
 
Промежуточные баллы складываются из баллов, полученных за решение каждой задачи в работе.
 
Промежуточные баллы складываются из баллов, полученных за решение каждой задачи в работе.
 
Описание задач и оценки за их безошибочное решение:
 
Описание задач и оценки за их безошибочное решение:
 
 
* '''Задача 1 (3 балла)''': предложить формулу логики предикатов, адекватно описывающую заданное утверждение, записанное на естественном языке.
 
* '''Задача 1 (3 балла)''': предложить формулу логики предикатов, адекватно описывающую заданное утверждение, записанное на естественном языке.
 
* '''Задача 2 (3 балла)''': проверить общезначимость формулы логики предикатов методом семантических таблиц.
 
* '''Задача 2 (3 балла)''': проверить общезначимость формулы логики предикатов методом семантических таблиц.
 
* '''Задача 3 (3 балла)''': проверить общезначимость формулы логики предикатов методом резолюций.
 
* '''Задача 3 (3 балла)''': проверить общезначимость формулы логики предикатов методом резолюций.
* '''Задача 4 (6 баллов)''': для заданной ''массовой'' задачи описать алгоритм построения бескванторной формулы линейной целочисленной арифметики (или формулы логики высказываний), такую что а) формула выполнима тогда и только тогда, когда задача имеет решение, и б) по выполняющему набору можно ''быстро'' получить ответ к задаче; выписать формулу, получаемую в результате работы алгоритма на заданных входных данных.
+
* '''Задача 4 (3 балла)''': ''точная формулировка будет определена по окончании лекций и семинаров''.
* '''Задача 5 (3 балла)''': предложить аксиому, адекватно определяющую теоретико-множественное понятие или понятие, которое можно переформулировать в терминах теории множеств, в сигнатуре теории Цермело-Френкеля.
+
* '''Задача 5 (3 балла)''': ''точная формулировка будет определена по окончании лекций и семинаров''.
* '''Задачи 6-10 (2 балла за каждую)''' состоят из двух частей: а) сформулировать теорему или определение, рассказанные в лекциях; б) ответить на вопрос, так или иначе связанный с первой частью, ''без пояснений'' (как правило - "да" или "нет" либо привести какой-либо пример).
+
* '''Задачи 6-9 (2 балла за каждую)''' состоят из двух частей: а) сформулировать теорему или определение, рассказанные в лекциях; б) ответить на вопрос, так или иначе связанный с первой частью, '''без пояснений''' (как правило - "да" или "нет", либо привести какой-либо пример).
* '''Задачи 11-14 (3 балла за каждую)''': из предложенных вариантов ответа на заданный вопрос выбрать правильные (один, несколько или ни одного), правильность каждого выбранного ответа обосновать (''невыбранные ответы обосновывать не нужно'').
+
* '''Задачи 10-12 (3 балла за каждую)''': из предложенных вариантов ответа на заданный вопрос выбрать правильные (один, несколько или ни одного), правильность каждого выбранного ответа обосновать ('''невыбранные ответы обосновывать не нужно''').
  
 
= Зачёт =
 
= Зачёт =
  
 
В зачётную неделю будет проведена вторая контрольная работа. Эта работа будет содержать
 
В зачётную неделю будет проведена вторая контрольная работа. Эта работа будет содержать
* две задачи, идентичные задачам 4, 5 экзамена:
+
* Две задачи, идентичные задачам 4, 5 экзамена, каждая из которых оценивается в 2 балла.
** правильно решённый аналог задачи 4 оценивается в '''4 балла''',
+
* Пять теоретических вопросов по лекциям 10-18 по лекциям, проведённым после контрольной работы, аналогичные теоретическим вопросам первой контрольной работы. Каждый теоретический вопрос оценивается в 1 балл.
** правильно решённый аналог задачи 5 оценивается в '''2 балла'''
+
** 9 теоретических вопросов по лекциям 10-18, аналогичные теоретическим вопросам первой контрольной работы.
+
  
Для получения зачёта необходимо набрать хотя бы две трети баллов суммарно за две контрольные работы и дополнительные бонусы, то есть '''не менее 20 баллов'''.
+
Для получения зачёта необходимо набрать хотя бы две трети баллов суммарно за две контрольные работы и дополнительные бонусы, то есть '''не менее 18 баллов'''.
  
Не получившим зачёт по результатам второй контрольной работы будут предоставлены дополнительные попытки получения зачёта. На этих попытках
+
Не получившим зачёт по результатам второй контрольной работы будут предоставлены дополнительные попытки получения зачёта. На этих попытках:
* сохраняются баллы, полученные ранее за решение задач,
+
* Сохраняются баллы за каждую задачу, суммарный балл за теоретические вопросы первой контрольной работы, суммарный балл за теоретические вопросы второй контрольной работы.
* сохраняются дополнительные бонусы,
+
* Предоставляется возможность поднять каждый из этих баллов, решив соответствующие части новых вариантов контрольных работ.
* предоставляется возможность перерешать задачи, не решённые на полный балл,
+
* сгорают баллы, полученные за теоретические вопросы.
+
 
+
''Точный формат проведения дополнительных попыток получения зачёта будет определён позднее.''
+
  
 
= Дополнительные бонусы к экзамену и зачёту =
 
= Дополнительные бонусы к экзамену и зачёту =
Строка 160: Строка 120:
 
'''Бонусы за решение задач сформулированы для одной учебной группы''' и получаются внутри одной группы независимо от другой (например, "''первый предоставивший решение''" трактуется как "''первый предоставивший решение из группы 318, а также первый предоставивший решение из группы 241''".
 
'''Бонусы за решение задач сформулированы для одной учебной группы''' и получаются внутри одной группы независимо от другой (например, "''первый предоставивший решение''" трактуется как "''первый предоставивший решение из группы 318, а также первый предоставивший решение из группы 241''".
  
''Условия задач и поощрения за их решения будут появляться в слайдах лекций и в этом разделе.''
+
''Условия задач и поощрения за их решения будут появляться в слайдах лекций и в этом разделе по мере проведения занятий.''
 +
 
 +
<!--
  
 
== Полнота табличного вывода в логике предикатов ==
 
== Полнота табличного вывода в логике предикатов ==
Строка 334: Строка 296:
  
 
<s>'''Группа 241:''' AX, AG</s> (''уже не актуально'')
 
<s>'''Группа 241:''' AX, AG</s> (''уже не актуально'')
 
<!--
 
  
 
== Законы темпоральной логики ==
 
== Законы темпоральной логики ==
Строка 358: Строка 318:
 
* Утверждение на слайде 18 (106): однозначное задание согласованных предположений атомарными высказываниями и Next-time-формулами. <span style="background:#DDFFDD">+2 балла</span> каждому решившему.
 
* Утверждение на слайде 18 (106): однозначное задание согласованных предположений атомарными высказываниями и Next-time-формулами. <span style="background:#DDFFDD">+2 балла</span> каждому решившему.
 
* Обоснование табличного метода model checking, достаточность, индуктивный переход, Until-формула: предложить обоснование для этого случая. <span style="background:#DDFFDD">+3 балла</span> каждому решившему.
 
* Обоснование табличного метода model checking, достаточность, индуктивный переход, Until-формула: предложить обоснование для этого случая. <span style="background:#DDFFDD">+3 балла</span> каждому решившему.
 +
 
-->
 
-->
  
 
= Программа курса =
 
= Программа курса =
 +
 +
''Раздел будет дополняться по мере проведения занятий.''
  
 
== Классические логики ==
 
== Классические логики ==
Строка 389: Строка 352:
 
<li> Резолютивный вывод как средство вычисления. Хорновские дизъюнкты.
 
<li> Резолютивный вывод как средство вычисления. Хорновские дизъюнкты.
 
</ol>
 
</ol>
 +
 +
<!--
  
 
== Аксиоматические теории первого порядка ==
 
== Аксиоматические теории первого порядка ==
Строка 426: Строка 391:
 
<li> Позитивная форма формул логики линейного времени. Замыкание Фишера-Ладнера. Согласованные множества формул. Системы Хинтикки. Табличный метод проверки выполнимости формул логики линейного времени на размеченных системах переходов.
 
<li> Позитивная форма формул логики линейного времени. Замыкание Фишера-Ладнера. Согласованные множества формул. Системы Хинтикки. Табличный метод проверки выполнимости формул логики линейного времени на размеченных системах переходов.
 
</ol>
 
</ol>
 +
 +
-->
  
 
= Рекомендованная литература =
 
= Рекомендованная литература =
Строка 453: Строка 420:
 
# Ковальский Р. Логика в решении проблем. М.: Наука, 1990. 277 с.
 
# Ковальский Р. Логика в решении проблем. М.: Наука, 1990. 277 с.
 
# Логический подход к искусственному интеллекту (от модальной логики к логике баз данных). М.:Мир, 1998. 495 с.
 
# Логический подход к искусственному интеллекту (от модальной логики к логике баз данных). М.:Мир, 1998. 495 с.
 
[[Категория:Лекционные курсы кафедры МК]]
 

Версия 23:28, 11 февраля 2018


Обязательный курс для студентов 318 группы 6 семестра обучения, а также для студентов 241 группы (Математическая логика и теория алгоритмов). Курс читает В. В. Подымов.

Объявления

В этом разделе будут выкладываться объявления о текущих изменениях в курсе и на странице курса

  • 2018.02.11 23:28 Страница подготовлена к началу весеннего семестра 2017/2018 учебного года

Слайды лекций

Здесь будут выкладываться слайды лекций по мере их чтения

Временный архив слайдов: 2016-2017 учебный год

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16-17.

Семинары

Семинары 1-4 проводятся по этому сборнику задач

Желающие более глубоко проработать материал первых четырёх семинаров могут обратиться к расширенному сборнику задач

Материалы остальных семинаров будут появляться по мере проведения занятий.

Контрольная работа

Формат проведения и длительность контрольной работы: письменно, 95 минут.

В рамках контрольной работы требуется решить

  • три задачи:
    • построить формулу логики предикатов, адекватно описывающую высказывание, представленное на естественном языке;
    • проверить общезначимость формулы логики предикатов, используя метод семантических таблиц
      • (правила табличного вывода будут выданы вместе с заданием контрольной);
    • проверить общезначимость формулы логики предикатов, используя метод резолюций;
  • девять теоретических вопросов, проверяющих знание материала, изложенного в лекциях 2-9.

Контрольная работа оценивается по шкале от 0 до 15 баллов. Итоговые баллы за работу - это сумма баллов за задачи и теоретические вопросы.

Правильно решённая задача оценивается в 2 балла. Задача, решённая с ошибками, может быть оценена числом баллов от 0 до 2 в зависимости от качества и количества ошибок.

Правильно решённый теоретический вопрос оценивается в 1 балл. В каждом теоретическом вопросе предлагается несколько вариантов ответа. Среди этих ответов может быть один, ни одного или несколько правильных. Для правильного решения теоретического вопроса следует отметить все правильные ответы и только их. Обоснование того, почему выбраны или не выбраны те или иные ответы, не требуется.

Группа 241: баллы, набранные за контрольную работу, суммируются с другими баллами, требуемыми для зачёта.

Группа 318: по результатам контрольной работы определяется бонус или штраф, суммирующийся с баллами за экзаменационную работу:

  • набрано от 13 до 15 баллов: бонус +3 балла;
  • набрано от 10 до 12 баллов: бонус +1 балл;
  • набрано от 7 до 9 баллов: штраф -1 балл;
  • набрано 6 баллов или меньше: штраф -3 балла;
  • контрольная работа пропущена по неуважительной причине: штраф -3 балла;
  • контрольная работа пропущена по уважительной причине: бонус +0 баллов.

Экзамен

Формат проведения и длительность экзамена: письменно, 120 минут.

Экзаменационная работа оценивается по шкале от 0 до 30 баллов (промежуточные баллы). Итоговые баллы за экзаменационную работу - это сумма промежуточных баллов, бонусов и штрафов по итогам контрольной работы, а также других бонусов, если удалось их получить. В зависимости от полученных итоговых баллов за экзаменационную работу выставляется оценка за экзамен:

  • набрано хотя бы 25 баллов: отлично;
  • набрано хотя бы 20, но менее 25 баллов: хорошо;
  • набрано хотя бы 15, но менее 20 баллов: удовлетворительно;
  • набрано менее 15 баллов: неудовлетворительно.

Промежуточные баллы складываются из баллов, полученных за решение каждой задачи в работе. Описание задач и оценки за их безошибочное решение:

  • Задача 1 (3 балла): предложить формулу логики предикатов, адекватно описывающую заданное утверждение, записанное на естественном языке.
  • Задача 2 (3 балла): проверить общезначимость формулы логики предикатов методом семантических таблиц.
  • Задача 3 (3 балла): проверить общезначимость формулы логики предикатов методом резолюций.
  • Задача 4 (3 балла): точная формулировка будет определена по окончании лекций и семинаров.
  • Задача 5 (3 балла): точная формулировка будет определена по окончании лекций и семинаров.
  • Задачи 6-9 (2 балла за каждую) состоят из двух частей: а) сформулировать теорему или определение, рассказанные в лекциях; б) ответить на вопрос, так или иначе связанный с первой частью, без пояснений (как правило - "да" или "нет", либо привести какой-либо пример).
  • Задачи 10-12 (3 балла за каждую): из предложенных вариантов ответа на заданный вопрос выбрать правильные (один, несколько или ни одного), правильность каждого выбранного ответа обосновать (невыбранные ответы обосновывать не нужно).

Зачёт

В зачётную неделю будет проведена вторая контрольная работа. Эта работа будет содержать

  • Две задачи, идентичные задачам 4, 5 экзамена, каждая из которых оценивается в 2 балла.
  • Пять теоретических вопросов по лекциям 10-18 по лекциям, проведённым после контрольной работы, аналогичные теоретическим вопросам первой контрольной работы. Каждый теоретический вопрос оценивается в 1 балл.

Для получения зачёта необходимо набрать хотя бы две трети баллов суммарно за две контрольные работы и дополнительные бонусы, то есть не менее 18 баллов.

Не получившим зачёт по результатам второй контрольной работы будут предоставлены дополнительные попытки получения зачёта. На этих попытках:

  • Сохраняются баллы за каждую задачу, суммарный балл за теоретические вопросы первой контрольной работы, суммарный балл за теоретические вопросы второй контрольной работы.
  • Предоставляется возможность поднять каждый из этих баллов, решив соответствующие части новых вариантов контрольных работ.

Дополнительные бонусы к экзамену и зачёту

Общее условие сдачи задач на дополнительные бонусы:

  • принцип сдачи задач:
    • идеи и выкладки, не требующие технических деталей, - устно;
    • если выкладки не воспроизводятся или не воспринимаются устно, то письменно;
  • при подготовке и сдаче можно пользоваться любыми материалами;
  • при сдаче проверяется понимание каждой детали решения задачи - следует быть к этому готовым;
  • задача считается решённой, если не осталось неотвеченных вопросов по обоснованию всех шагов решения задачи.

Бонусы за решение задач сформулированы для одной учебной группы и получаются внутри одной группы независимо от другой (например, "первый предоставивший решение" трактуется как "первый предоставивший решение из группы 318, а также первый предоставивший решение из группы 241".

Условия задач и поощрения за их решения будут появляться в слайдах лекций и в этом разделе по мере проведения занятий.


Программа курса

Раздел будет дополняться по мере проведения занятий.

Классические логики

  1. Логика высказываний: синтаксис, семантика; выполнимость, невыполнимость, общезначимость формул. Проблема общезначимости формул логики высказываний.
  2. Метод семантических таблиц в логике высказываний: семантическая таблица, табличный вывод, теорема о табличном выводе.
  3. Проблема выполнимости булевых формул: приложения, основные решающие алгоритмы (алгоритм локального поиска, алгоритм DPLL).
  4. Логика предикатов: синтаксис (термы, формулы, свободные и связанные переменные), семантика (интерпретации, отношение выполнимости).
  5. Выполнимость, общезначимость и противоречивость формул логики предикатов. Модели. Логическое следование. Теорема о логическом следствии. Проблема общезначимости формул логики предикатов.
  6. Пример выполнимой формулы логики предикатов, не имеющей конечных моделей.
  7. Метод семантических таблиц в логике предикатов: семантическая таблица, табличный вывод, теорема о табличной проверке общезначимости, теорема корректности табличного вывода, теорема полноты табличного вывода.
  8. Теорема Лёвенгейма-Сколема. Теорема компактности Мальцева. Теорема Чёрча.
  9. Равносильные формулы. Теорема о равносильной замене.

Метод резолюций в логике предикатов

  1. Предварённая нормальная форма. Теорема о предварённой нормальной форме.
  2. Сколемовская стандартная форма. Алгоритм сколемизации предварённой нормальной формы. Теорема о сколемизации.
  3. Дизъюнкты. Сведение проблемы общезначимости формул к проблеме противоречивости систем дизъюнктов.
  4. Подстановки. Композиция подстановок. Унификатор. Наиболее общий унификатор. Задача унификации выражений логики предикатов.
  5. Лемма о связке. Алгоритм унификации. Теорема об унификации.
  6. Правило резолюции. Правило склейки. Резолютивный вывод. Теорема корректности резолютивного вывода.
  7. Эрбрановский универсум. Эрбрановский базис. Эрбрановские интерпретации. Теорема об эрбрановских интерпретациях. Теорема Эрбрана.
  8. Лемма об основных дизъюнктах. Лемма о подъёме. Теорема полноты резолютивного вывода.
  9. Метод резолюций: общая схема, применение.
  10. Стратегии резолютивного вывода. Семантическая резолюция. Теорема полноты семантического резолютивного вывода. Входной резолютивный вывод.
  11. Резолютивный вывод как средство вычисления. Хорновские дизъюнкты.


Рекомендованная литература

Основная литература

  1. Клини С. Математическая логика. М.:Мир, 1973, 480 с.
  2. Чень Ч., Ли Р. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем. М.:Мир, 1983. 360 с.
  3. Лавров И.А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. Москва, "Физико-математическая литература", 1995 г., 250 с.
  4. Метакидес Г., Нероуд А., Принципы логики и логического программирования. Москва, "Факториал", 1998, 288 с.
  5. Братко И. Программирование на Прологе для искусственного интеллекта. М.:Мир, 1990, 560 с.
  6. Набебин А.А. Логика и Пролог в дискретной математике. М., Изд-во МЭИ, 1997.
  7. Кларк Э.М., Грамберг О., Пелед Д. Верификация моделей программ: model checking. Изд-во МЦНМО, Москва, 2002, 405 с.

Дополнительная литература

  1. Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М.:Наука, 1984. 319 с.
  2. Верещагин Н.К., Шень А. Языки и исчисления. 2004.
  3. Успенский В.А., Верещагин Н.К., Плиско В.Е. Вводный курс математической логики. 2004. 128 с.
  4. Лавров И.А. Математическая логика. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2006.
  5. Колмогоров А.Н., Драгалин А.Г. Математическая логика. Серия "Классический университетский учебник". Изд.3, 2006, 240 с.
  6. Ершов Ю.Л., Палютин Е.А. Математическая логика - М.: 1979.
  7. Непейвода Н. Н. Прикладная логика. Новосибирск. 2000 г.
  8. Хоггер К., Введение в логическое программирование. М.:Мир, 1988. 348 с.
  9. Клоксин У., Меллиш К. Программирование на языке Пролог. М.:Мир, 1987. 336 с.
  10. Кларк К.Л., Маккейб Ф.Г. Микро-Пролог: введение в логическое программирование. Москва, "Радио и связь". 1987, 311 с.
  11. Стерлинг Л., Шапиро Э., Искусство программирования на языке ПРОЛОГ. Москва, "Мир", 1990, 235 с.
  12. Ковальский Р. Логика в решении проблем. М.: Наука, 1990. 277 с.
  13. Логический подход к искусственному интеллекту (от модальной логики к логике баз данных). М.:Мир, 1998. 495 с.