Дискретные модели управляющих систем — различия между версиями

Материал из Кафедра математической кибернетики
Перейти к: навигация, поиск
(Объявления)
(Объявления)
Строка 5: Строка 5:
 
==Объявления==
 
==Объявления==
  
Экзамен проходит устно. В билете - два вопроса. Подготовка к ответу в течение одного часа, можно пользоваться любыми источниками. Ответ на билет у доски. Сначала аспирант выписывает на доске заметки к ответу, при этом можно пользоваться только своими записями, сделанными во время часа подготовки. При ответе можно пользоваться только записями на доске. После ответа на оба вопроса билета аспиранту предлагается дополнительный вопрос (определение, теорема, идея доказательства). Ответ на дополнительный вопрос - без источников.
+
Экзамен проходит устно. В билете - два вопроса. Подготовка к ответу в течение одного часа, можно пользоваться любыми источниками. Ответ на билет у доски. Сначала аспирант выписывает на доске заметки к ответу, при этом можно пользоваться только своими записями, сделанными во время часа подготовки. После ответа на оба вопроса билета аспиранту предлагается дополнительный вопрос (определение, теорема, идея доказательства). Ответ на дополнительный вопрос - без источников.
  
 
==Лекции==
 
==Лекции==

Версия 17:55, 18 апреля 2017

Обязательный курс для аспирантов 1 г/о кафедр ИО, МК, ММП

Курс читает доцент Селезнева Светлана Николаевна

Объявления

Экзамен проходит устно. В билете - два вопроса. Подготовка к ответу в течение одного часа, можно пользоваться любыми источниками. Ответ на билет у доски. Сначала аспирант выписывает на доске заметки к ответу, при этом можно пользоваться только своими записями, сделанными во время часа подготовки. После ответа на оба вопроса билета аспиранту предлагается дополнительный вопрос (определение, теорема, идея доказательства). Ответ на дополнительный вопрос - без источников.

Лекции

Лекция 1. Комбинаторика. Основные комбинаторные числа. Оценки и асимптотики комбинаторных чисел.

Размещения, перестановки, размещения с повторениями, сочетания, их число и рекуррентные формулы для них. Сочетания с повторениями. Теорема о числе сочетаний с повторениями. Оценки и асимптотики биномиальных коэффициентов. Оценки и асимптотики сумм биномиальных коэффициентов. [1] стр. 171-183, 213-214, Слайды к лекции 1

Лекция 2. Графы. Граф и сеть. Оценки числа графов и сетей различных видов. Планарные графы. Формула Эйлера для планарных графов. Теорема Понтрягина-Куратовского.

Графы и сети. Оценка числа псевдографов с q ребрами. Оценка числа деревьев с q ребрами. Планарные графы. Формула Эйлера для планарных графов. Теорема о наибольшем числе ребер в планарном графе. Непланарность графов K5 и K3,3. Теорема Понтрягина-Куратовского. [1] стр. 222-227, 230-233, [2] стр. 26-38, [3] стр. 126-129, Слайды к лекции 2

Лекция 3. Графы. Экстремальная теория графов. Теорема Турана. Теорема Рамсея.

Наследственные свойства графов. Теорема о числе ребер в графах с наследственным свойством. Теорема о числе ребер в графе без треугольников. Теорема Турана о числе ребер в графе без полного графа с n вершинами. Числа Рамсея. Оценки чисел Рамсея. [3] стр. 28-31, [4] стр. 301-302, 308-313, Слайды к лекции 3

Лекция 4. Многозначные логики. Способы представления k-значных функций. Полнота. Система Поста.

Функции k-значной логики. Способы представления k-значных функций: 1-я и 2-я формы, полиномы. Полные системы. Теорема о полноте системы Поста в k-значной логике. [1] стр. 43-50, 69-73, Слайды к лекции 4

Лекция 5. Многозначные логики. Алгоритм распознавания полноты конечных систем k-значных функций. Теорема Кузнецова о функциональной полноте.

Теорема о существовании алгоритма распознавания полноты в k-значной логике. Классы функций, сохраняющих множество и сохраняющих разбиение, их замкнутость. Теорема Кузнецова о функциональной полноте. [1] стр. 50-56, Слайды к лекции 5

Лекция 6. Многозначные логики. Теорема Яблонского. Теорема Слупецкого.

Существенные функции. Три леммы о существенных функциях. Теорема Яблонского. Теорема Слупецкого. [1] стр. 56-65, Слайды к лекции 6

Лекция 7. Многозначные логики. Особенности многозначных логик.

Замкнутый класс и базис замкнутого класса. Теоремы Янова и Мучника о существовании в многозначных логиках замкнутых классов без базиса и со счетным базисом. [1] стр. 67-69, Слайды к лекции 7

Лекция 8. Эксперименты с автоматами. Алгоритмическая неразрешимость проблемы полноты для автоматов.

Конечные автоматы-преобразователи. Отличимость состояний автомата. Теорема Мура о длине эксперимента, отличающего два отличимых состояния конечного автомата. Проблема полноты для конечных автоматов. Теорема о существовании конечных полных систем автоматов. Теорема о несводимости операций суперпозиции и обратной связи друг к другу. Теорема об алгоритмической неразрешимости распознавания полноты систем автоматов. [2] стр. 83-86, [1] стр. 86-113

Лекция 9. Проблема минимизации ДНФ. Локальные алгоритмы. Построение ДНФ сумма тупиковых в классе локальных алгоритмов. Невозможность построения ДНФ сумма минимальных в классе локальных алгоритмов. [3] стр. 12-21

Лекция 10. Асимптотически наилучший метод синтеза СФЭ. Инвариантные классы и их свойства. Синтез СФЭ для функций из некоторых инвариантных классов. [4] стр. 65-69, , [3] стр. 5-10

Лекция 11. Нижние оценки сложности реализации функций алгебры логики π-схемами и формулами.

Лекция 12. Эквивалентные преобразования формул двузначной логики. Пример Линдона.

Лекция 13. Логический подход к контролю исправности и диагностике неисправностей управляющих систем. Тесты.

Лекция 14. Конечные поля и их основные свойства. Коды Боуза-Чоудхури-Хоквингема.

Литература

  1. Яблонский С. В. Введение в дискретную математику. М.: Высшая школа, 2001.
  2. Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. М.: Инфра-М, 2012.
  3. Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
  4. Bondy J.A., Murty U.S.R. Graph theory. Springer, 2008.
  5. Сапоженко А.А. Некоторые вопросы сложности алгоритмов. М.: Издательский отдел ф-та ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.
  6. Лидл Р., Нидеррайтер Г. Конечные поля. Том 1. М.: Мир, 1988.
  7. Нигматуллин Р.Г. Сложность булевых функций. Казань: Изд-во Казанского университета, 1983.

Вопросы к экзамену

Весенний семестр 2016-2017 учебного года

  1. Размещения, перестановки, размещения с повторениями, сочетания, их число и рекуррентные формулы для них. Сочетания с повторениями. Теорема о числе сочетаний с повторениями.
  2. Поведение последовательности биномиальных коэффициентов. Верхняя оценка биномиального коэффициента. Асимптотика суммы биномиальных коэффициентов.
  3. Граф. Оценка числа псевдографов с q ребрами. Оценка числа деревьев с q ребрами.
  4. Планарный граф. Формула Эйлера для планарных графов. Непланарность графов K5 и K3,3. Теорема Понтрягина-Куратовского (только формулировка).
  5. Наследственные свойства графов. Теорема о числе ребер в графах с наследственным свойством. Теорема о числе ребер в планарном графе.
  6. Теорема о числе ребер в графе без треугольников. Теорема Турана о числе ребер в графе без полного графа с n вершинами.
  7. Числа Рамсея. Верхняя и нижняя оценки чисел Рамсея.
  8. Полная система. Теорема о представимости функций k-значной логики в 1-й форме. Теорема о полноте системы Поста в k-значной логике.
  9. Полная система. Теорема о представимости функций k-значной логики во 2-й форме. Теорема о полноте системы полиномов.
  10. Полная система. Теорема о существовании алгоритма распознавания полноты в k-значной логике.
  11. Полная система. Замкнутый класс. Теорема Кузнецова о функциональной полноте.
  12. Замкнутый класс. Классы функций, сохраняющих множество и сохраняющих разбиение, их замкнутость. Критерии их совпадения с Pk.
  13. Существенные функции. Леммы о существенных функциях: лемма о трех наборах, основная лемма, лемма о квадрате.
  14. Теорема Яблонского о полноте систем функций k-значной логики, содержащих все функции одной переменной, принимающие не более (k-1) значений. Теорема Слупецкого.
  15. Шефферовы функции. Критерий шефферовости.
  16. Замкнутый класс и базис замкнутого класса. Теоремы Янова и Мучника о существовании в многозначных логиках замкнутых классов без базиса и со счетным базисом.