Дискретные модели — различия между версиями

Материал из Кафедра математической кибернетики
Перейти к: навигация, поиск
(Информация к экзамену)
(Объявления)
(не показаны 45 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
Программа обязательного курса для студентов магистратуры, 1-й курс, 2-й семестр.
+
Обязательный курс для студентов магистратуры, 1-й курс, 2-й семестр.
  
Лектор - доцент [[Селезнева Светлана Николаевна]].
+
Лектор - [[Селезнева Светлана Николаевна]].
  
 
== Объявления ==
 
== Объявления ==
  
==Информация к экзамену==
+
<!---[[Media: dm-exam2-2019.pdf | Итоги пересдачи]] от 7 сентября 2019 г.
 +
 
 +
Посмотреть работу и получить оценку в зачетку можно в среду, 11 сентября, с 15-30 до 16-00 в ауд. 595.--->
 +
 
 +
==Программа курса==
 +
 
 +
*[[Media: dm-l1-selezn.pdf |'''Лекция 1''']]: Многозначные логики. Функции k-значной логики. Теоремы о представлении функций k-значной логики в 1-й и 2-й формах. Теорема о представлении функций k-значной логики полиномами по модулю k. Полная система. Теорема о полноте системы Поста и следствия из нее. Функция Вебба. [1] стр. 43-50, 69-71, [2] стр. 24-25.
 +
*[[Media: dm-l2-selezn.pdf |'''Лекция 2''']]: Многозначные логики. Алгоритм распознавания полноты в P_k. Теорема Кузнецова. Замкнутые классы. Классы функций, сохраняющих множество. Классы функций, сохраняющих разбиение. Предполные классы. [1] стр. 50-53, 54.
 +
*[[Media: dm-l3-selezn.pdf |'''Лекция 3''']]: Многозначные логики. Теоремы Янова и Мучника о существовании замкнутых классов многозначных логик без базиса и со счетным базисом. Особенности многозначных логик. [1] стр. 65-69.
 +
*[[Media: dm-l4-selezn.pdf |'''Лекция 4''']]: Графы. Деревья, остовные деревья. Алгоритм построения остовного дерева связного графа. Теорема о числе остовных деревьев полного помеченного графа. Теорема об оценке числа висячих вершин в остовном дереве графа. [2] стр. 29-31, [6] стр. 77-80, [7] стр. 48-51, [8] стр. 94-97.
 +
*[[Media: dm-l5-selezn.pdf |'''Лекция 5''']]: Графы. Раскраски графов. Хроматическое число графа. Критерий двуцветности графа. Теоремы об оценках хроматического числа графа. [4] (стр. 235-240), [5] (стр. 359-361), [6] стр. 284-285, [7] стр. 152-153.
 +
*[[Media: dm-l6-selezn.pdf |'''Лекция 6''']]: Графы. Наследственные свойства графов. Экстремальные графы. Теорема об оценке числа ребер в графе с наследственным свойством. Планарные графы, теорема о наибольшем числе ребер в планарном графе. Теорема о наибольшем числе ребер в графе без треугольников. Теорема Турана о наибольшем числе ребер в графе без полного графа с n вершинами. [2] стр. 34-35, 38, [6] стр. 270-273, [7] стр. 30-33
 +
*[[Media: dm-l7-selezn.pdf |'''Лекция 7''']]: Графы. Числа Рамсея. Верхняя и нижняя оценки чисел Рамсея. [5] (стр. 308-313), [6] стр. 273-276, [7] стр. 28-30.
 +
 
 +
[[Media:dm-mag-selezn.pdf|'''Лекции по "Дискретным моделям" ''']] (текст лекций 4-7, замечание: теорема 2.3 не входит в программу курса в 2018 г.)
 +
 
 +
'''Литература'''
 +
#Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. М.: Высшая школа, 2001.
 +
#Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. М.: Инфра-М, 2012.
 +
#Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004.
 +
#Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990.
 +
#Bondy J.A., Murty U.S.R. Graph theory. Springer, 2008.
 +
#Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980.
 +
#Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
 +
#Липский В. Комбинаторика для программистов. М.: Мир, 1988.
 +
 
 +
==О проведении экзамена==
  
 
Экзамен проходит в виде письменной работы. На экзамене не разрешается пользоваться никакими материалами. Письменная работа содержит 10 заданий. Задания 1-4 - типовые задачи, каждая из которых оценивается в 3 балла (примерный перечень типовых задач ниже). Каждое из заданий 5-8 - определение или формулировка теоремы с дополнительным вопросом, который проясняет суть определения или теоремы. Каждое из заданий 5-8 оценивается в 3 балла. Задания 9-10 - нестандартные задачи или доказательство теоремы или ее части. Каждое из заданий 9-10 оценивается в 4 балла. Продолжительность работы - 1,5 ч (одна пара).
 
Экзамен проходит в виде письменной работы. На экзамене не разрешается пользоваться никакими материалами. Письменная работа содержит 10 заданий. Задания 1-4 - типовые задачи, каждая из которых оценивается в 3 балла (примерный перечень типовых задач ниже). Каждое из заданий 5-8 - определение или формулировка теоремы с дополнительным вопросом, который проясняет суть определения или теоремы. Каждое из заданий 5-8 оценивается в 3 балла. Задания 9-10 - нестандартные задачи или доказательство теоремы или ее части. Каждое из заданий 9-10 оценивается в 4 балла. Продолжительность работы - 1,5 ч (одна пара).
  
За письменную работу можно получить не более 30 баллов.
+
За письменную работу можно получить не более 32 баллов.
 
Критерии оценок:
 
Критерии оценок:
  
не менее 26 баллов - "отлично";
+
не менее 27 баллов - "отлично";
  
20-25 баллов - "хорошо";
+
20-26 баллов - "хорошо";
  
 
13-19 баллов - "удовлетворительно";
 
13-19 баллов - "удовлетворительно";
Строка 30: Строка 56:
 
4) выяснить, задается ли полиномом по модулю k заданная функция k-значной логики при заданном составном k ([3] гл. III 2.12);
 
4) выяснить, задается ли полиномом по модулю k заданная функция k-значной логики при заданном составном k ([3] гл. III 2.12);
  
5) найти число попарно неизоморфных графов определенного вида и перечислить эти графы ([3] гл. VI 1.3-1.8, 1.29);
+
5) исследовать заданную систему функций на полноту ([3] гл. III 2.13, 2.19, 2.21, 2.22);
  
6) построить код заданного остовного дерева полного графа или восстановить остовное дерево полного графа по его коду [4] стр. 79-80;
+
6) найти число попарно неизоморфных графов определенного вида и перечислить эти графы ([3] гл. VI 1.3-1.8, 1.29);
  
7) построить остовное дерево для заданного связного графа с заданным числом висячих вершин;
+
7) построить код заданного остовного дерева полного графа или восстановить остовное дерево полного графа по его коду ([4] стр. 79-80);
  
8) найти хроматическое число заданного графа ([3] гл. VI 2.18, 2.19);
+
8) построить остовное дерево для заданного связного графа с заданным числом висячих вершин;
  
9) найти наибольшее число ребер в графе с заданным наследственным свойством ([3] гл. VI 2.8, 2.9, 2.10, 2.17).
+
9) найти хроматическое число заданного графа ([3] гл. VI 2.18, 2.19);
  
==Программа курса==
+
10) найти наибольшее число ребер в графе с заданным наследственным свойством ([3] гл. VI 2.8, 2.9, 2.10, 2.17).
  
*'''Лекция 1''': Многозначные логики. Функции k-значной логики. Теоремы о представлении функций k-значной логики в 1-й и 2-й формах. [1] стр. 43-50.
+
[[Media:exam-mag-dm.pdf|'''Примерный вариант экзаменационной работы''']]
*'''Лекция 2''': Многозначные логики. Теорема о представлении функций k-значной логики полиномами по модулю k. Полная система. Теорема о полноте системы Поста и следствия из нее. Функция Вебба. [1] стр. 48-50, 69-71, [2] стр. 24-25.
+
*'''Лекция 3''': Многозначные логики. Существование алгоритма распознавания полноты конечных систем функций многозначной логики. Теоремы Янова и Мучника о существовании замкнутых классов многозначных логик без базиса и со счетным базисом. Особенности многозначных логик. [1] стр. 50-53, стр. 65-69.
+
*'''Лекция 4''': Графы. Деревья, остовные деревья. Алгоритм построения остовного дерева связного графа. Теорема о числе остовных деревьев полного графа. Теорема о двух остовных деревьях графа. Теоремы об оценках числа висячих вершин в остовном дереве графа. [2] стр. 29-31, [4] стр. 77-80, [5] стр. 48-51, [6] стр. 94-97, [10]
+
*'''Лекция 5''': Графы. Раскраски графов. Хроматическое число графа. Критерий Кёнига двураскрашиваемости графа. Теоремы об оценках хроматического числа графа. [4] стр. 284-285, [5] стр. 152-153, [8].
+
*'''Лекция 6''': Графы. Наследственные свойства графов. Экстремальные графы. Теорема об оценке числа ребер в графе с наследственным свойством. Планарные графы, теорема о наибольшем числе ребер в планарном графе. Теорема о наибольшем числе ребер в графе без треугольников. Теорема Турана о наибольшем числе ребер в графе без полного графа с n вершинами. [2] стр. 34-35, 38, [4] стр. 270-273, [5] стр. 30-33
+
*'''Лекция 7''': Графы. Числа Рамсея. Верхняя и нижняя оценки чисел Рамсея. [4] стр. 273-276, [5] стр. 28-30.
+
 
+
== Литература ==
+
#Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. М.: Высшая школа, 2001.
+
#Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. М.: Инфра-М, 2012.
+
#Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004.
+
#Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980.
+
#Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
+
#Липский В. Комбинаторика для программистов. М.: Мир, 1988.
+
#Kleitman D.J., West D.B.
+
#Форд Л.Р., Фалкерсон Д.Р. Потоки в сетях. М.: Мир, 1966.
+
#Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 1986.
+
#[[Media:dm-mag-lect1-selezn.pdf|Слайды к лекции 1]]
+
#[[Media:dm-mag-lect5-selezn.pdf|Слайды к лекции 5]]
+
#[[Media:dm-mag-lect6-selezn.pdf|Слайды к лекции 6]]
+
  
 
[[Категория:Лекционные курсы кафедры МК]]
 
[[Категория:Лекционные курсы кафедры МК]]

Версия 18:04, 6 февраля 2020

Обязательный курс для студентов магистратуры, 1-й курс, 2-й семестр.

Лектор - Селезнева Светлана Николаевна.

Объявления

Программа курса

  • Лекция 1: Многозначные логики. Функции k-значной логики. Теоремы о представлении функций k-значной логики в 1-й и 2-й формах. Теорема о представлении функций k-значной логики полиномами по модулю k. Полная система. Теорема о полноте системы Поста и следствия из нее. Функция Вебба. [1] стр. 43-50, 69-71, [2] стр. 24-25.
  • Лекция 2: Многозначные логики. Алгоритм распознавания полноты в P_k. Теорема Кузнецова. Замкнутые классы. Классы функций, сохраняющих множество. Классы функций, сохраняющих разбиение. Предполные классы. [1] стр. 50-53, 54.
  • Лекция 3: Многозначные логики. Теоремы Янова и Мучника о существовании замкнутых классов многозначных логик без базиса и со счетным базисом. Особенности многозначных логик. [1] стр. 65-69.
  • Лекция 4: Графы. Деревья, остовные деревья. Алгоритм построения остовного дерева связного графа. Теорема о числе остовных деревьев полного помеченного графа. Теорема об оценке числа висячих вершин в остовном дереве графа. [2] стр. 29-31, [6] стр. 77-80, [7] стр. 48-51, [8] стр. 94-97.
  • Лекция 5: Графы. Раскраски графов. Хроматическое число графа. Критерий двуцветности графа. Теоремы об оценках хроматического числа графа. [4] (стр. 235-240), [5] (стр. 359-361), [6] стр. 284-285, [7] стр. 152-153.
  • Лекция 6: Графы. Наследственные свойства графов. Экстремальные графы. Теорема об оценке числа ребер в графе с наследственным свойством. Планарные графы, теорема о наибольшем числе ребер в планарном графе. Теорема о наибольшем числе ребер в графе без треугольников. Теорема Турана о наибольшем числе ребер в графе без полного графа с n вершинами. [2] стр. 34-35, 38, [6] стр. 270-273, [7] стр. 30-33
  • Лекция 7: Графы. Числа Рамсея. Верхняя и нижняя оценки чисел Рамсея. [5] (стр. 308-313), [6] стр. 273-276, [7] стр. 28-30.

Лекции по "Дискретным моделям" (текст лекций 4-7, замечание: теорема 2.3 не входит в программу курса в 2018 г.)

Литература

  1. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. М.: Высшая школа, 2001.
  2. Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. М.: Инфра-М, 2012.
  3. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004.
  4. Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990.
  5. Bondy J.A., Murty U.S.R. Graph theory. Springer, 2008.
  6. Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980.
  7. Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
  8. Липский В. Комбинаторика для программистов. М.: Мир, 1988.

О проведении экзамена

Экзамен проходит в виде письменной работы. На экзамене не разрешается пользоваться никакими материалами. Письменная работа содержит 10 заданий. Задания 1-4 - типовые задачи, каждая из которых оценивается в 3 балла (примерный перечень типовых задач ниже). Каждое из заданий 5-8 - определение или формулировка теоремы с дополнительным вопросом, который проясняет суть определения или теоремы. Каждое из заданий 5-8 оценивается в 3 балла. Задания 9-10 - нестандартные задачи или доказательство теоремы или ее части. Каждое из заданий 9-10 оценивается в 4 балла. Продолжительность работы - 1,5 ч (одна пара).

За письменную работу можно получить не более 32 баллов. Критерии оценок:

не менее 27 баллов - "отлично";

20-26 баллов - "хорошо";

13-19 баллов - "удовлетворительно";

не более 12 баллов - "неудовлетворительно".

Примерный перечень типовых задач к экзамену:

1) доказать заданное тождество для функций k-значной логики ([3] гл. III 1.1(1-12));

2) записать заданную функцию k-значной логики в 1-й или во 2-й форме при заданном k ([3] гл. III 1.11);

3) построить полином по модулю k для заданной функции k-значной логики при заданном простом k ([3] гл. III 2.7);

4) выяснить, задается ли полиномом по модулю k заданная функция k-значной логики при заданном составном k ([3] гл. III 2.12);

5) исследовать заданную систему функций на полноту ([3] гл. III 2.13, 2.19, 2.21, 2.22);

6) найти число попарно неизоморфных графов определенного вида и перечислить эти графы ([3] гл. VI 1.3-1.8, 1.29);

7) построить код заданного остовного дерева полного графа или восстановить остовное дерево полного графа по его коду ([4] стр. 79-80);

8) построить остовное дерево для заданного связного графа с заданным числом висячих вершин;

9) найти хроматическое число заданного графа ([3] гл. VI 2.18, 2.19);

10) найти наибольшее число ребер в графе с заданным наследственным свойством ([3] гл. VI 2.8, 2.9, 2.10, 2.17).

Примерный вариант экзаменационной работы