Дискретные модели — различия между версиями

Материал из Кафедра математической кибернетики
Перейти к: навигация, поиск
(О проведении экзамена)
Строка 40: Строка 40:
 
9) найти наибольшее число ребер в графе с заданным наследственным свойством ([3] гл. VI 2.8, 2.9, 2.10, 2.17).
 
9) найти наибольшее число ребер в графе с заданным наследственным свойством ([3] гл. VI 2.8, 2.9, 2.10, 2.17).
  
[[Media:exam-mag-dm.pdf|Примерный вариант экзаменационной работы]]
+
[[Media:exam-mag-dm.pdf|'''Примерный вариант экзаменационной работы''']]
  
 
==Программа курса==
 
==Программа курса==

Версия 15:46, 21 мая 2016

Обязательный курс для студентов магистратуры, 1-й курс, 2-й семестр.

Лектор - доцент Селезнева Светлана Николаевна.

Объявления

О проведении экзамена

Экзамен проходит в виде письменной работы. На экзамене не разрешается пользоваться никакими материалами. Письменная работа содержит 10 заданий. Задания 1-4 - типовые задачи, каждая из которых оценивается в 3 балла (примерный перечень типовых задач ниже). Каждое из заданий 5-8 - определение или формулировка теоремы с дополнительным вопросом, который проясняет суть определения или теоремы. Каждое из заданий 5-8 оценивается в 3 балла. Задания 9-10 - нестандартные задачи или доказательство теоремы или ее части. Каждое из заданий 9-10 оценивается в 4 балла. Продолжительность работы - 1,5 ч (одна пара).

За письменную работу можно получить не более 30 баллов. Критерии оценок:

не менее 26 баллов - "отлично";

20-25 баллов - "хорошо";

13-19 баллов - "удовлетворительно";

не более 12 баллов - "неудовлетворительно".

Примерный перечень типовых задач к экзамену:

1) доказать заданное тождество для функций k-значной логики ([3] гл. III 1.1(1-12));

2) записать заданную функцию k-значной логики в 1-й или во 2-й форме при заданном k ([3] гл. III 1.11);

3) построить полином по модулю k для заданной функции k-значной логики при заданном простом k ([3] гл. III 2.7);

4) выяснить, задается ли полиномом по модулю k заданная функция k-значной логики при заданном составном k ([3] гл. III 2.12);

5) найти число попарно неизоморфных графов определенного вида и перечислить эти графы ([3] гл. VI 1.3-1.8, 1.29);

6) построить код заданного остовного дерева полного графа или восстановить остовное дерево полного графа по его коду ([4] стр. 79-80);

7) построить остовное дерево для заданного связного графа с заданным числом висячих вершин;

8) найти хроматическое число заданного графа ([3] гл. VI 2.18, 2.19);

9) найти наибольшее число ребер в графе с заданным наследственным свойством ([3] гл. VI 2.8, 2.9, 2.10, 2.17).

Примерный вариант экзаменационной работы

Программа курса

  • Лекция 1: Многозначные логики. Функции k-значной логики. Теоремы о представлении функций k-значной логики в 1-й и 2-й формах. [1] стр. 43-50.
  • Лекция 2: Многозначные логики. Теорема о представлении функций k-значной логики полиномами по модулю k. Полная система. Теорема о полноте системы Поста и следствия из нее. Функция Вебба. [1] стр. 48-50, 69-71, [2] стр. 24-25.
  • Лекция 3: Многозначные логики. Теоремы Янова и Мучника о существовании замкнутых классов многозначных логик без базиса и со счетным базисом. Особенности многозначных логик. [1] стр. 50-53, стр. 65-69.
  • Лекция 4: Графы. Деревья, остовные деревья. Алгоритм построения остовного дерева связного графа. Теорема о числе остовных деревьев полного графа. Теорема об оценке числа висячих вершин в остовном дереве графа. [2] стр. 29-31, [4] стр. 77-80, [5] стр. 48-51, [6] стр. 94-97, [9]
  • Лекция 5: Графы. Раскраски графов. Хроматическое число графа. Критерий Кёнига двуцветности графа. Теоремы об оценках хроматического числа графа. [4] стр. 284-285, [5] стр. 152-153, [10].
  • Лекция 6: Графы. Наследственные свойства графов. Экстремальные графы. Теорема об оценке числа ребер в графе с наследственным свойством. Планарные графы, теорема о наибольшем числе ребер в планарном графе. Теорема о наибольшем числе ребер в графе без треугольников. Теорема Турана о наибольшем числе ребер в графе без полного графа с n вершинами. [2] стр. 34-35, 38, [4] стр. 270-273, [5] стр. 30-33
  • Лекция 7: Графы. Числа Рамсея. Верхняя и нижняя оценки чисел Рамсея. [4] стр. 273-276, [5] стр. 28-30.

Лекции по "Дискретным моделям" (текст лекций 4-7, замечание: теорема 2.3 не входит в программу курса в 2016 г.)

Литература

  1. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. М.: Высшая школа, 2001.
  2. Алексеев В.Б. Лекции по дискретной математике. М.: Инфра-М, 2012.
  3. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2004.
  4. Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980.
  5. Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
  6. Липский В. Комбинаторика для программистов. М.: Мир, 1988.
  7. Форд Л.Р., Фалкерсон Д.Р. Потоки в сетях. М.: Мир, 1966.
  8. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 1986.
  9. Слайды к лекции 4
  10. Слайды к лекции 5